История пилотки
Камуфляж сегодня, являясь способом маскировки в полевых условиях, не теряет своего практического назначения, хотя за столетие все его составляющие претерпели значительные изменения.
Пилотка: исторические прототипы
По версии одних историков прообразом всем известного легкого головного убора был кельтский берет (glengarry), с которого на пилотку перекочевали кант и помпон. По другим версиям аналоги пилотки придумали американцы (кепка Гаррисона), сербы (шайкача), поляки (фуражирка), англичане (боннета), шотландцы (балморала), чехи (шапочка для соколиной охоты) или итальянцы (бустина), хотя все эти головные уборы изначально мало напоминали пилотку. Форму с верхним изломом она – по одному из исторических сценариев - приобрела оттого, что моряки завязывали шапочку вокруг головы с помощью каната, чтобы не унес ветер. А по другому варианту причиной видоизменения стала обыкновенная лень: берет носили сложенным вдвое в кармане или под погоном, да так потом и надевали, не разглаживая. Возможно, именно так в истории военной экипировки появился головной убор с контурами перевернутой вверх дном лодки.
Особый русский характер
В императорской армии пилотка появилась в 1913 году в среде военных авиаторов и носила имя «перелётка» (как вариант - «полётка»). В советских войсках ее ношение было утверждено в 1919 году – пока только для курсантов. И лишь спустя 16 лет она окончательно вошла в армейский обиход. Офицерские пилотки РККА шились из ткани цвета хаки (а также синего и серого), украшались цветными кантами и двумя звездами – большой суконной и маленькой красноармейской. Рядовой состав носил пилотки без кантов, но со звездочкой.
Кстати, немецкие головные уборы 30-х годов столетия были более пафосными: на фронтоне их вышивались трехцветная кокарда и орел. Впрочем, имперские замашки не помогли фашистской Германии выиграть войну.
Советская военная форма много раз видоизменялась. Удивительно, но реформы практически не коснулись пилоток. Они отличались лишь тканью и наличием кантов для высшего и рядового состава, хотя любой офицер всегда имел и второй головной убор – фуражку. В 1938 году легендарные буденовки были окончательно упразднены, и советская армия полностью перешла на пилотки с кокардой-звездой. В 1942 году надели пилотки и женщины, заменив береты. Реформы лишь к нашему времени изменили пилотку, но незначительно: вместо «удлиненного колпака с двумя бортиками» она стала представлять собой двууголку, но также украшается геральдическим знаком в соответствии с уже российской символикой.
Современное звучание
Пилотка остается элементом форменной экипировки военного. Но области ее применения – шире. Она перенесла в сегодняшнюю жизнь традиции пионерских пилоток и популярна в среде участников военно-патриотических движений. Она стала элементом высокой моды. Пилотки часто покупают в подарок мужчинам. Военторг, например, через сеть торговых точек реализует самые разные головные уборы – для профессионалов, для гражданской авиации, для ценителей истории. Военная форма давно вышла за пределы узкоспециализированной области, но любой ее элемент носить надо осмысленно. В память о тех, кто одержал для нас Победу!