История фуражки
Возникновение и развитие фуражки
В начале XIX века во многих европейских армиях, в том числе и в российской, задействовался не слишком удобный и тяжелый кивер – высокий головной убор цилиндрической формы с плоским верхом и козырьком. В то же время при выполнении различных хозяйственных работ (например, при заготовке продовольствия, топлива и корма для скота) российские офицеры и солдаты с конца XVIII столетия стали носить нестроевые головные уборы, названные фуражными шапками, имевшие форму колпаков с опущенным верхом.
В 1811 году указом императора Александра I в российской армии и на флоте была введена фуражка как удобный повседневный головной убор. От кивера она получила круглую форму, козырек и плоский верх, а от фуражной шапки – свое имя. Отличительной особенностью этого элемента униформы является наличие прикрепленной к ободу широкой тульи, на нее или на околыш впоследствии стали помещать кокарду. Солдатские и матросские фуражки тогда не имели козырьков (до 1907 года), а изготавливались они первоначально из отслуживших свой срок мундиров. С 1844 года во флоте на околышах фуражек всех нижних чинов стали писать номера их подразделений.
Купить фуражку Полиции, фуражку ДПС и фуражку МЧС можно в одном из московских военторгов Склад №1 или заказать в нашем интернет военторге в разделе головные уборы.
В России эти головные уборы широко распространились с 30-х годов XIX столетия, так как император Николай I стремился облачить как можно больше своих подданных в униформу военного образца. Фуражка стала неотъемлемой принадлежностью инженеров, железнодорожных служащих, чиновников, кадетов, студентов, гимназистов. Штатской разновидностью данного головного убора стал картуз, который повсеместно носился не состоявшими на государственной службе людьми (мастеровыми, рабочими, купцами, приказчиками, зажиточными крестьянами).
В вооруженных силах царской России фасон фуражки неоднократно менялся. В 1862 году ее упразднили во всех армейских подразделениях, за исключением кирасирских частей. Однако вскоре фуражка, как удобный головной убор, была возвращена – гвардейцам, кавалеристам, казакам и всем офицерам в 1872 году, другим воинским подразделениям – в 1881 г. Кокарда в то время в армейских пеших частях прикреплялась к тулье, а в гвардейских и кавалерийских – к околышу.
В 1907 г. для всех сухопутных подразделений ввели фуражку летнего типа защитного окраса, с козырьком и ремнем, проходящим под подбородком. Она изготавливалась из льняного или хлопкового полотна. В 1910 году ее сменила всесезонная походная суконная фуражка, модифицированная в 1914 г., а удерживающий ремень в пехотных подразделениях отменили. Матросы носили бескозырки, имевшие с 1872 года ленточки, на которых писались названия флотского экипажа и корабля.
После революции 1917 г. модели фуражек образцов начала XX века сперва использовались в летнее время в Рабоче-крестьянской Красной армии, однако такие головные уборы отличались меньшей тульей и чаще всего не оснащались армирующим каркасом. В 1924 году для военнослужащих РККА всех подразделений ввели летние фуражки, изготавливаемые из льняной или хлопковой походно-палаточной ткани камуфляжного окраса, обработанной специальным водоотталкивающим составом. Из такого же полотна делались подбородные ремешки и козырьки (последние для жесткости простегивались плотными строчками или армировались картоном). На околыше помещалась кокарда – пятиконечная красная звезда. Фуражка в армии советской эпохи несколько раз модифицировалась, ее неоднократно пытались для рядовых, младшего начсостава и курсантов заменить на пилотку, что удалось сделать частично.
В СССР фуражку как элемент униформы в разные годы вводили, в частности, для студентов вузов и учащихся техникумов, железнодорожников, служащих гражданской авиации и органов юстиции, почтальонов, таможенников и финансовых работников. На таких головных уборах всегда присутствовала символика ведомства или учреждения. И в современной России фуражка является неотъемлемой частью формы сотрудников многих государственных служб.